Выгоды от регистрации и использования товарного знака

25 апреля 2022, 17:11

Многие индивидуальные предприниматели и микропредприятия обходятся без собственных товарных знаков. Однако даже у них могут возникнуть проблемы, вызванные действиями конкурентов, которые зарегистрировали свои товарные знаки. Если же планируется длительное и широкомасштабное развитие бизнеса, то без прохождения этой процедуры обойтись невозможно.

Основные сведения

Товарный знак представляет собой графическое или словесное обозначение, выделяющее товары и услуги фирмы среди остальных товаров и услуг, которые представлены на рынке. Стоимость регистрации товарного знака складывается из государственной пошлины, взимаемой за регистрацию заявки и проведение экспертизы, и государственной пошлины, взимаемой за регистрационную процедуру и оформление свидетельства. Для ее проведения необходимо обратиться в специальный институт при Роспатенте — ФИПС. Подавать заявки могут индивидуальные предприниматели или юридические лица. После успешной регистрации товарных знаков они становятся их правообладателями, то есть получают возможность печатать зарегистрированные обозначения на упаковках, писать их на вывесках или на визитных карточках. Конкурентам делать это запрещено.

Без специальной подготовки разобраться в регистрационной процедуре трудно. Поэтому многие заявители пользуются услугами патентных бюро.

Польза от товарного знака для бизнеса

Товарный знак является ценным нематериальным активом, который может быть продан либо передан во временное пользование. Его ценность обусловлена следующими полезными функциями:

  • Взыскание денежной компенсации. Обладатель прав на товарный знак может подать судебный иск на конкурентов, которые используют его без разрешения, и получить денежную компенсацию в размере нескольких сотен тысяч или даже нескольких миллионов рублей.
  • Уничтожение контрафакта. Любые товары, упаковки и этикетки с изображением чужого товарного знака являются контрафактом. При подаче судебного иска правообладатель может выдвинуть требование об их уничтожении.
  • Удаление незаконно используемого конкурентами чужого товарного знака. По решению суда нарушитель обязан удалить его со всех рекламных материалов, вывесок, визитных карточек и бланков.
  • Изъятие домена вебсайта. Монополия владельца товарного знака действует и во всемирной паутине. Только ему разрешается называть вебсайт тем словом, которое используется в качестве товарного знака. Если кто-то напишет в доменном имени вебсайта чужой товарный знак, то этот интернет-ресурс может быть отобран.
  • Запрет контекстной рекламы в глобальной сети. В соответствии с требованиями платформ Яндекс.Директ и Google Ads, не допускается размещение рекламодателями объявлений, нарушающих интеллектуальные права. В таких ситуациях правообладатель может написать в Google и Yandex жалобу, после рассмотрения которой объявление с нарушением его прав будет удалено.
  • Запуск франшизы. Для продажи франшизы фирме необходимо зарегистрировать товарный знак. При его отсутствии нет предмета для передачи по договору франчайзинга. Запуск франшизы без зарегистрированного товарного знака и продажа чужого наименования сопряжены с большими рисками — покупатель может подать иск в суд и возместить полученные убытки.
  • Постановка на баланс. Поскольку товарный знак является нематериальным активом, его ставят на баланс. Благодаря этому стоимость бизнеса возрастает, и он становится более привлекательным для инвесторов.
  • Реализация товаров на торговых площадках. Обычно маркетплейсы извещают продавцов о запрете торговать контрафактными изделиями.