Магазины не смогут нажиться на доверчивости покупателей
За навязывание дополнительных платных услуг продавцов начнут штрафовать. Такие поправки в КоАП от 19.10.2023 № 505-ФЗ вступают в силу 30 октября. Ответственность введена и за необоснованный отказ рассмотреть жалобу потребителя.
Речь в законе идет не об обычных предложениях приобрести какие-либо сопутствующие товары, а о случаях, когда продавец предлагает оплатить дополнительные товары или услуги, уверяя, что это обязательно при покупке той вещи, которая заинтересовала клиента. За подобные махинации с должностных лиц взыщут 2-4 тысячи рублей, с организаций — 20-40 тысяч рублей.
Необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав, будет чреват для должностных лиц штрафом в 15-30 тысяч рублей, для юридических лиц — в 100-300 тысяч рублей.
Как ранее пояснял председатель Госдумы Вячеслав Володин, данный закон создаст дополнительную защиту граждан от недобросовестных продавцов.
«Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, при покупке автомобиля в автосалоне человеку навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. В результате покупатель несет лишние расходы», — отметил председатель Госдумы.
Один из авторов закона, первый зампредседателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Иван Сухарев (ЛДПР), уточнил, что к депутатам приходит много обращений от граждан, которые покупают машины и вынуждены платить «сверху за установку чего-то дополнительного».
А в пояснительной записке к закону приведен такой пример. В управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился потребитель, купившей автомобиль у дилера. Покупатель пожаловался, что при приобретении машины ему были навязаны дополнительные услуги: юридическая поддержка, помощь на дороге, эвакуация. Предоставлять эти услуги должна была отдельная организация.